воскресенье, 13 декабря 2015 г.

Пасха В Армении

Армянская Пасха - Затик - отмечается на следующее после полнолуния воскресенье, наступающее после весеннего равноденствия... Празднование Святой Пасхи (Сурб Затик) является самым главным событием года для Армянской Апостольской Церкви и одним из любимых церковных праздников армянского народа, знаменующее собой избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства дьяволу и дарование людям жизни и вечного блаженства. В этот день верующие приветствуют друг друга словами "Քրիստոս Հարյավ ի մեռելոց" (Христос воскрес из мертвых) и отвечают: "Օրհնյալ է հարությունը Քրիստոսի" (Благословенно Христово воскрешенье). …Вспомнив слова Иисуса о том, что он воскреснет на третий день после смерти, иудейские первосвященники потребовали у римского наместника Понтия Пилата "охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики его, придя ночью, не украли его и не сказали народу, что он воскрес из мертвых". По приказу Пилата вход в гробницу запечатали и приставили к ней стражу. На третий день ученицы Иисуса утром пришли к гробнице совершить послепогребальный обряд и увидели, что каменная плита отвалена от входа в гробницу, а внутри сидит ангел. "Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого, он воскрес; его здесь нет", - сказал он. Увидев гробницу пустой, римские солдаты помчались к старейшинам рассказать об исчезновении. Посовещавшись, старейшины заплатили воинам и обещали спасти их от гнева Пилата при условии, что солдаты будут утверждать, будто ночью тело Христа выкрали его ученики. Первой, кому воскресший Христос явился после воскресения, была Мария Магдалина. Он велел ей: "Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему". Затем Христос явился десяти апостолам. Отсутствовавший апостол Фома, услышав о явлении Христа, не поверил: "Если не увижу на руках его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раныот гвоздей, и не вложу руки моей в ребра его, не поверю". Через неделю Христос явился молившимся в том же доме одиннадцати апостолам и обратился к Фоме: "Подай перст твой сюда и посмотри руки мои; подай руку твою и вложи в ребра мои; и не будь неверующим, но верующим". Фома сказал ему в ответ: "Господь мой и Бог мой!" На что Иисус ответил: "Ты поверил, потому что увидел меня; блаженны не видевшие и уверовавшие". Третьим по счету стало явление Христа семерым апостолам у Галилейского озера, где он поручил апостолу Петру свою земную паству. Ранняя церковь в день Пасхи отмечала распятие Христа. С IV в. акцент был смещен на Воскресение Христово, которое взяло на себя основную смысловую нагрузку. Конкретный день празднования Пасхи долгое время оставался причиной дискуссий. Многие церковные праздники связаны с солнечным циклом и потому неподвижны. Поскольку Пасха связана с лунным календарем, то является подвижным праздником и дата ее празднования с годами дает расхождение. Вопрос был окончательно решен на Первом Вселенском Соборе в 325 г., который постановил, что ее "следует отмечать в следующее после полнолуния воскресенье, наступающее после весеннего равноденствия". Когда Пасха стала отмечаться как подвижный праздник, стали составляться специальные таблицы - пасхалии, определяющие даты празднования на много лет вперед. Пасха – не только церковный праздник, это действительно всенародный праздник. И существует много традиций проведения пасхальных торжеств. Подготовка к празднованию первого Пасхального дня начинается после 5-ти часов Великой Субботы, после завершения освещения 4-х сторон света ("Андастан") – женщины Армении готовятся к встрече праздника. На праздничном столе должны быть традиционные для Армении пасхальные блюда: гата (изделия из теста с разными начинками), фруктовый рисовый плов с курагой, черносливом и изюмом, рыба, символизирующая Пасху, кутап (запеченная в тесте зелень или фасоль с жареным луком), много зелени. Цвет пасхальных яиц должен быть красным, символизирующим кровь Христа. Во многих религиях яйцо считается символом воскресения, так как содержит семя жизни. Яйцо красят в красный цвет, символизирующий пролитую кровь Христову. Св. Григор Татеваци видел в яйце символическое строение мира: "Скорлупа напоминает небо, бесцветный слой под скорлупой - воздух, белок - воду, желток - землю. А красный цвет означает, что мир искуплен кровью Христа".

Комментариев нет:

Отправить комментарий