четверг, 14 января 2016 г.

Аид

Аи́д (др.-греч. Ἀΐδης или ᾍδης, или Га́дес; у римлян Плуто́ндр.-греч. Πλούτωνлат. Pluto — «богатый»; также Дитлат. Dis или Орк лат. Orcus[⇨]) — в древнегреческой мифологии бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых. Старший сын Кроноса и Реи[4], брат ЗевсаПосейдонаГерыДеметры и Гестии. Супруг Персефоны, вместе с ним почитаемой и призываемой.

Мифология[править | править вики-текст]

Согласно Гесиоду, когда Аид родился, отец проглотил его, как и всех своих детей[5] (по версии Гигина, он был сброшен отцом в Тартар[6]).
После раздела мира между тремя братьями (ЗевсПосейдон и Аид), после одержанной победы над титанами Аиду досталось в удел подземное царство и власть над тенями умерших. Аид считался божеством подземных богатств и плодородия, дарующих урожай из недр земли.
По Гомеру, Аид сам стережёт своё царство. Гомер называет Аида «щедрым» и «гостеприимным», так как смертная участь не минует ни одного человека[2]. В олимпийской мифологии Аид является одним из двенадцати олимпийцев, а также входит в число трёх основных богов, поделивших между собой мир после войны с титанами.
Миф Аида, как бога нежеланного, страшного, небогат подробностями. Гомер, называющий его также Зевсом Подземным, знает Аида исключительно в качестве бога смерти[7] и представляет его лично стерегущим врата своего царства (πυλάρτης).
Как бог смерти, Аид был страшным богом, само имя которого боялись произносить, заменяя его различными эвфемистическими эпитетами — между прочим, и названием Плутон, вошедшим в употребление начиная с V века и окончательно вытеснившим первоначальное имя, ещё исключительно употреблявшееся Гомером. Таким образом, Аид «вобрал» в себя бога Плутоса, первоначально самостоятельное божество богатства и плодородия. В связи с этой интеграцией и вместе с переменой имени произошла и перемена самого представления об Аиде, значительно смягчившая его безотрадное и неумолимое существо. Вероятно под влияниемэлевсинских мистерий, ему стали приписываться качества бога богатства (хранителя подземных сокровищ) и плодородия в связи с мистико-аллегорическим сравнением судьбы хлебного зерна (как бы погребаемого в момент посева, чтобы воскреснуть для новой жизни в колосе) с загробною судьбою человека[8]. Супруга Аида, Персефона, также считалась покровительницей плодородия и богиней царства мёртвых.
В различных сказаниях упоминается волшебная шапка (шлем) Аида (Ἄϊδος κυνέην — собств. род башлыка из шкуры животного), имевшая свойство делать надевшего её невидимым (аналогично «шапке-невидимке» из русских и немецких сказок). Она была подарена Аиду циклопами за то, что он (по приказу Зевса) освободил их. Этой шапкой пользовались также Зевс — во время битвы с титанами; Персей, убивая Медузу ГоргонуАфина, помогая Диомеду против Арея, чтобы не быть узнанною последним[9]; в гигантомахии эта шапка покрывает голову Гермеса.
Скипетр Плутона изображает трёх псов[10]. У Гераклита Аид отождествлялся с Дионисом[11].

Аид и Персефона[править | править вики-текст]

Аид похищает Персефону, фонтан в Познани
Hates abduction.jpg
Мрачный Аид — олимпийский бог, хотя и находился постоянно в своих подземных владениях. Поднимался наверх он только по делам, или же когда не мог побороть в себе очередное любовное увлечение. Аид царствовал вместе с супругой Персефоной(дочерью Зевса и Деметры), которую похитил, когда она собирала на лугу цветы. Похищая Персефону, он появился на запряжённой четвёркой лошадей колеснице[12]Миф этот у Гомера не упоминается и локализовался в различных местах древнего мира, особенно в Элевсине и на острове Сицилия, где, как считалось, и произошло похищение.
Мать Персефоны Деметра, богиня плодородия земли, в горестных поисках дочери забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. Зевс приказал возвратить Персефону матери. Однако Аид заставил её проглотить несколько зёрен граната, и дочь Деметры уже не могла окончательно покинуть подземное царство; она только часть года проводит с матерью на земле, а остальное время царствует в подземном мире. Зевс решил, что Персефона две трети года будет проводить на земле с матерью и одну треть — с Аидом[2].

Прочие[править | править вики-текст]

Геракл
Аид сражался на стороне жителей Пилоса и их царя Нелея, но был ранен Гераклом[13] (слово Пилос созвучно «вратам»). За это в Пилосе поклонялись Аиду и был его храм[14]. По описанию «Илиады», Геракл ранил Аида в плечо, бог должен был покинуть своё царство и отправиться для врачевания раны на Олимп к врачу богов Пэону.
Существует мнение[источник не указан 478 дней], что это место из «Илиады» относится к другому мифологическому эпизоду: Гераклсразился с ним у врат преисподней, когда отправился похитить для Еврисфея из царства мёртвых стража Аида — адского псаЦербера.
Тесей и Пейрифой
Пейрифой, в ответ на помощь в похищении Елены, попросил Тесея помочь похитить жену Аида Персефону, чтобы жениться на ней самому. Герои спустили с царство мёртвых и потребовали от Аида отдать Персефону. Аид не показал гнева, но предложил героям присесть на трон у входа в царство. Оказавшись на троне, они тут же приросли к нему (по другой версии — их опутали змеи). Тесею удалось освободиться, когда в Аид спустился Геракл, а Пейрифой навсегда остался в царстве мёртвых, наказанный за своё нечестивое желание[15].
Сизиф
Аид никому из своих подданных не разрешал покидать его царство, однако он был обманут хитрецом Сизифом, ускользнувшим однажды из царства мёртвых[2].
Орфей и Эвридика
Аид упоминается в сказаниях об Орфее, спустившемся в его царство за своей умершей женой ЭвридикойОрфей очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону, и они согласились отпустить Эвридику. Однако, выводя её из царства мёртвых, Орфей по пути оглянулся на неё, чем нарушил поставленное ему богами условие, и Эвридика навсегда осталась там.
Асклепий
Когда Асклепий достиг такого мастерства в искусстве врачевания, что начал оживлять людей, отнимая у Аида его новых подданных, уязвлённый Аид заставил Зевсаубить Асклепия молнией.

Окружение Аида[править | править вики-текст]

  • Аскалаф — садовник Аида.
  • Ахеронт.
  • Гелло. Некое чудовище, живущее в подземном мире[16].
  • Гидра. С 50 пастями сторожит порог Тартара в Аиде[17].
  • Горгира. Мать Аскалафа.[18]
  • Евклей (Эвклей). На орфических золотых пластинках имя некоего подземного бога[19].
  • Еврином. Согласно эксегетам в Дельфах, демон в Аиде, пожирает мясо умерших, оставляя им одни кости. Ни «Одиссея», ни «Миниада», ни «Возвращения» в рассказе об Аиде не упоминают его. Изображен на картине Полигнота в Дельфах[20].
  • Кампа (en:Campe). Чудовище, страж киклопов в Тартаре. Убита Зевсом.[21][22][23].
  • Кербер.
  • Левка.
  • Минфа.
  • Оркус — божество[24], порождено Эридой. Наказывает лгущих при клятве[25][26]. На пятый день месяца Эринии пестуют его[27]. Орк — также эпитет самого Аида.
  • Орфна (en:Orphne). Нимфа из Аверна, родила Ахеронту сына Аскалафа[28].
  • Харон.
  • Эмпуса.

Топография подземного мира[править | править вики-текст]

  • Амелет. Река в Аиде[29]. Есть выражение «в страну Амелета»[30].
  • Амсанкт. Озеро, где находился вход в преисподнюю[31].
  • Ахеронт.
  • Кокит (Коцит, «река воплей»)[32]. Река в Аиде[33]. Соответствует земле и западу[34].
  • Лета.
  • Океан. Одна из четырёх рек Аида. Соответствует воде и северу[34].
  • Пирифлегетонт («пылающий огнем»). Река в Аиде[35]. Поток в Италии[36]. Соответствует огню и востоку[34].
  • Стигийские болота. См. Стикс.
  • Стикс.
  • Флегетон (en:Phlegethon). Река в Аиде[37]. Персонифицируется[38].

Этимология имени и эпитеты[править | править вики-текст]

Аид в значении «имя бога», видимо, является вторичным по отношению к значению «название мира мёртвых». Слово др.-греч. Ἀΐδης обычно этимологизируется из *smu-id «свидание, встреча (с предками)»[39]. Также слово Аид возводится к греческому слову «невидимый» (Ἀϊδωνεύς)[40]. Ср. также образ Шлема Аида как шапки-невидимки и отсутствие изображений Аида в древнегреческом искусстве.
  • Агесилай («Водитель народа»). Эпитет Аида[41].
  • Адмет («Неодолимый»). Эпитет Аида[42].
  • Аидоней. Имя Аида[43].
  • Евбулей. Эпитет Аида[44].
  • Келеней. Эпитет Аида (?)[45].
  • Климен[46]. Одно из имён Аида[47].
  • Плутон. Имя Аида[48]. Статуя рядом с Эриниями[49]. Ему посвящён XVIII орфический гимн.
  • Полидект (Полидегмон)[50]. Эпитет Аида[51].
  • Скотий («Тёмный»). Эпитет Аида[52].
  • Хрисений («Правящий золотыми вожжами»). Эпитет Аиду в гимне Пиндара[53].
  • Зевс Хтоний (греч. χθόνιος — земной, подземный)[54], или же это ипостась Зевса[2]

Культ[править | править вики-текст]

Persephone Hades BM Vase E82.jpg

Культ Аида в Греции[править | править вики-текст]

Культ Аида встречался в Греции не часто. Согласно Павсанию, Аида нигде не почитали, кроме Элиды, где раз в год открывался храм бога (подобно тому, как люди только раз спускаются в царство мёртвых), куда разрешалось входить только священнослужителям[2].
Во всех других случаях культ Аида соединён с культом других хтонических божеств, причём Аид является более в качестве подателя благ земных, чем в смысле страшного бога смерти. Места почитания Аида локализировались обыкновенно близ глубоких пещер, расселин в земле и т. п., в которых суеверие видело «входы в подземное царство». В жертву Аиду приносился обыкновенно чёрный скот, чёрных быков.

Культ Плутона в Риме[править | править вики-текст]

Национальный римский бог смерти и подземного царства был Орк, в общем подобный Плутону. Греческое название Plutoраспространилось у римлян сравнительно поздно; по крайней мере, Деций Мус, обрекая себя в жертву подземным богам, не произносит, у Ливия, имени Плутона.

В литературе и искусстве[править | править вики-текст]

В литературе[править | править вики-текст]

Аид — действующее лицо комедии Аристофана «Лягушки».
Поздняя античная литература (Лукиан) создала пародийно-гротескное представление об Аиде.
Аид также упоминается в серии фантастических романов Рика Риордана «Перси Джексон и Олимпийцы».

Образ Аида в искусстве[править | править вики-текст]

Изображения Аида сравнительно редки; большая их часть относится к позднейшему времени. Он изображается сходно с Зевсом — могучим, зрелым мужем, восседающим на троне, с двузубцем или жезлом в руке, иногда с рогом изобилия, иногда рядом с ним Персефона. У ног Аида обычно лежит Цербер (на одной статуе Цербер сидит).

В кинематографе[править | править вики-текст]

Аид появился как один из главных героев в фильмах «Битва титанов» и «Гнев титанов», его роль исполнил британский актёр Рэйф Файнс. В ожидаемом продолжении серии — фильме «Время титанов» — роль Аида исполнит тот же Рэйф.
Аид появляется в роли одного из злодеев, разыскивающего молнии Зевса и подозревающего полубога Перси Джексона, сына Посейдона, в их похищении, в фильме «Перси Джексон и Похититель молний». Роль Аида исполнил британский актёр Стив Куган.
Аид появляется в телесериале «Зов крови» как отец Бо, главной героини сериала.
Аид является одним из главных действующих лиц (в данном случае — главный злодей) в полнометражном мультфильме «Геркулес», а также в мультсериале «Геркулес».
Аид является одним из главных героев в аниме-сериале созданному по одноименной отоме-игре «Забавы Богов» или «Kamigami no Asobi»

См. также[править | править вики-текст]

Примечания[править | править вики-текст]

  1.  Зубов А. Б. Аид // Православная энциклопедия. Том I. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — С. 340. — 752 с. — 40 000 экз. —ISBN 5-89572-006-4
  2. ↑ Перейти к:1 2 3 4 5 6 АИД, ГАДЕС / Мифы народов мира
  3.  Суда (византийский словарь) (Суда)
  4.  Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 5
  5.  Гесиод. Теогония 455
  6.  Гигин. Мифы 139
  7.  Гомер. Одиссея XX 492
  8.  Плутон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  9.  Ил. V, 844 сл.
  10.  Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия I 133
  11.  Гераклит, фр. 50 Маркович
  12.  Гигин. Мифы 146
  13.  Гомер. Илиада V 395—404; Арнобий. Против язычников IV 25 (ссылка на Паниасида); Сенека. Геркулес в безумье 560—565; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 7, 3
  14.  Павсаний. Описание Эллады VI 25, 3
  15.  Шаблон:Citew web
  16.  Эринна. Прялка, ст. 40
  17.  Вергилий. Энеида VI 576
  18.  Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 5, 3
  19.  Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989. С.43-44
  20.  Павсаний. Описание Эллады X 28, 7
  21.  Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 2, 1
  22.  Торшилов Д. О. Античная мифография. СПб, 1999. С. 114
  23.  Нонн. Деяния Диониса XVIII 236
  24.  Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т. 2. С. 262
  25.  Гесиод. Теогония 231—232
  26.  Гесиод. Труды и дни 219
  27.  Гесиод. Труды и дни 803
  28.  Овидий. Метаморфозы V 539
  29.  Платон. Государство X 621а
  30.  Плутарх. Греческие вопросы 39
  31.  Клавдиан. Похищение Прозерпины II 349
  32.  Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т. 1. С. 664
  33.  Гомер. Одиссея X 514; Эсхил. Агамемнон 1160; Гермесианакт. Каталог влюбленных, ст. 9; Вергилий. Энеида VI 132.
  34. ↑ Перейти к:1 2 3 Орфика, фр. 123 Керн
  35.  Гомер. Одиссея X 517
  36.  Страбон. География I 2, 18 (стр. 26)
  37.  Вергилий. Энеида VI 265
  38.  Клавдиан. Похищение Прозерпины II 315
  39.  Гамкрелидзе Т. В.Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тбилиси, 1984. Т. II. С. 824. Ср. с др.-инд. формулой в погребальном гимне pitrbhih sam-vidana «чтобы увидеться с отцами» (оттуда же).
  40.  См. Илиада / пер. с греч. Гнедича. — М.: Правда, 1984. Прим. С. Ошерова. — С. 400
  41.  Афиней. Пир мудрецов III 55, 99b, ссылка на Эсхила; Каллимах. Гимны V 130
  42.  Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С. 418.
  43.  Эсхил. Персы 650; Софокл. Эдип в Колоне 1560
  44.  Орфические гимны XVIII 12
  45.  Валерий Флакк. Аргонавтика III 406
  46.  Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т. 1. С. 354.
  47.  Лас Гермионский, фр.1 Пейдж; Павсаний. Описание Эллады II 35, 9; Овидий. Фасты VI 757
  48.  Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т. 2. С. 317; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 5 далее
  49.  Павсаний. Описание Эллады I 28, 6
  50.  Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т. 3. С. 121.
  51.  Гимны Гомера V 9; 404
  52.  Плутарх. Об Е в Дельфах 21
  53.  Павсаний. Описание Эллады IX 23, 4
  54.  Хтоний // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Литература[править | править вики-текст]

Ссылки[править | править вики-текст]

Комментариев нет:

Отправить комментарий