понедельник, 18 января 2016 г.

Марлон Брандо

Марлон Брандо
Marlon Brando
Marlon Brando Streetcar 1948 e.jpg
Фото Карла ван Вехтена, 27 декабря 1948 год.


Ма́рлон Бра́ндо[3][4] или Марло́н Брандо́[5] (англ. Marlon Brando3 апреля 1924Омаха — 1 июля 2004Лос-Анджелес) — американский актёр кино и телевидения, режиссёр и политический активист. Современными киноведами считается одним из величайших актёров в истории[6].
Говоря о вкладе Брандо в мировое киноискусство, один из его биографов Стефан Канфер однажды произнёс: «Существовал кинематограф до Брандо и после Брандо, также как живопись до Пикассо и после Пикассо, литература доХемингуэя и после Хемингуэя и поп-музыка до Синатры и после Синатры …»[7]. Схожего мнения придерживалась историк кино Молли Хаскелл[en]: «Легенду киноэкрана можно охарактеризовать одним словом. Брандо. Как Гарбо. Или Фидо[en]. … Есть только один Брандо»[7].
Брандо стремительно ворвался в мир кинематографа, дав знать о себе критикам и зрителям, уже второй ролью в карьере — Стэнли Ковальски в экранизации знаковой пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай „Желание“»[8]. Итогом полувековой карьеры актёра стал целый арсенал диаметрально противоположных ролей: революционер Эмилиано Сапата («Вива, Сапата!»; 1952), древнеримский военачальник Марк Антоний («Юлий Цезарь»; 1953), байкер Джонни Страблер («Дикарь»; 1953), портовый работник Терри Маллой («В порту»; 1954), мафиози Вито Корлеоне («Крёстный отец»; 1972), Он — Пол («Последнее танго в Париже»; 1972), учёный Джор-Эл («Супермен»; 1978) и помешанный на войне полковник Уолтер Куртц («Апокалипсис сегодня»; 1979). В 1961 году Брандо встал по ту сторону камеры, поставиввестерн «Одноглазые валеты».
Личная жизнь Брандо складывалась не так радужно, как актёрская карьера[9]. У него было немного друзей (сам он считал настоящим и лучшим другом только Джека Николсона), а многие окружающие называли его «человеком с тяжёлым характером»[9]. Актёр был трижды женат, обладал огромным количеством романтических отношений с различными женщинами, а к концу жизни обзавёлся восемью детьми — и это не считая приёмных и тех, чьё родство с Брандо так и не было официально установлено.  Вне актёрской деятельности Брандо был заядлым политическим активистом, поддерживавшим, в основном, Движение американских индейцев и за гражданские права чернокожих.
Марлон Брандо ушёл из жизни 1 июля 2004 года от дыхательной недостаточности. Последние годы он страдал ожирением, практически не выходил из дома. Незадолго до смерти актёр занял четвёртое место в списке «100 величайших звёзд кино за 100 лет», составленном Американским институтом киноискусства, и вошёл в список ста наиболее влиятельных людей XX века по версии журнала Time. В его активе содержались два «Оскара» (1955, 1973), «Золотых глобуса» (1955, 1973) и три награды Британской киноакадемии (1953, 1954, 1955). За одну из финальных ролей — доктора Моро — Брандо была вручена антипремия «Золотая малина». 

Предки[править | править вики-текст]

Хоть в некоторых биографиях и высказывалось предположение, что фамилия Брандо изначально писалась как фр. Brandeau и имела французское происхождение, на самом деле основоположником рода был немецкий иммигрант Иоганн Вильгельм Брандау (Brandau), поселившийся в штате Нью-Йорк в начале XVIII века[10]. Соседи, запомнившие отца Марлона ещё школьником, говорили, что в нём было что-то «тевтонское и закрытое»[11].
Марлон Брандо-старший[en] — отец Марлона-младшего — родился в Омахе в 1895 году. Его замкнутость и жёсткость в воспитании своих детей объяснялась тем, что в возрасте четырёх лет он пережил сильнейшую психологическую травму — уход матери из семьи[11]. До конца жизни его настроение менялось со скоростью света — от мрачных и необщительных периодов, до непредсказуемых и шумных поступков[11]. В подростковом возрасте он часто менял места жительства, маневрируя от одной пожилой тёти к другой[11]. Марлон-старший рос грубым женоненавистником, зачастую прикладывался к бутылке и издевался над окружающими[11].
Дороти (Доди) Пеннибэйкер[en] — мать Марлона — происходила из рода диссидентов, золотоискателей и приверженцев Христианской науки[11]. Выйдя замуж за Брандо в возрасте двадцати одного года, она сделала себе имя на ведущих ролях в местном театре Omaha Community Playhouse[en][12]. Например, в постановке «За горизонтом[en]» по Юджину О’Нилу Доди играла вместе с тогда ещё никому не известным молодым Генри Фондой, с которым позже поддерживала теплые дружеские отношения[12].

Детство[править | править вики-текст]

«Актёр — это самая дурацкая профессия в мире. Факт: выживает всего лишь один процент актёров. И то не всегда. Им приходится бороться за жизнь все отпущенное им Господом время.
Брандо в интервью Rolling Stone, 2002[13]
»

Рождение, обстановка в семье[править | править вики-текст]

Марлон Брандо появился на свет около 11 часов вечера 3 апреля 1924 года в Материнском госпитале Омахи, штат Небраска[14]. Отец — Марлон Брандо-старший, производитель кормов, мать — Дороти (Доди) Пеннибэйкер — актриса. С Бадом росли его старшие сёстры — Джослин[en] (1919—2005) и Фрэнсис (1922—1994)[15].
Брандо в детстве, приблизительно конец 1920-х годов
Благодаря отцу, дети воспитывались во всей строгости[15]. Небедный Брандо-старший мог осыпать Доди изысканнейшими подарками, а детям презентовать гораздо менее ценные дары[11]. К Баду он относился хуже всего — запросто мог высмеять его поведение, его выразительный голос, любую позу[11]. Ситуация в семье доходила до того, что простые обнимания были позволительны только на дни рождения и Рождество[11]. Позже Марлон-младший не мог припомнить хотя бы одной похвалы от отца в период с детского сада до юности[11]. Результатом сего стало то, что мальчик искал внимания в любом другом месте — в основном, в школе, где пренебрегал всеми этическими нормами[11].
Зловещее расположение духа Брандо-старшего было более тяжёлым испытанием для его дочерей[11]. Спустя много лет Фрэнсис писала: «Я не помню прощения. Никакого прощения! В нашем доме были обвинения, пристыженности и наказания, которые крайне часто не имели никакой связи с „преступлением“, и я полагаю, что чувство жгучей несправедливости засело в нас очень глубоко»[11].
Помимо издевательств от родного отца, детям приходилось терпеть ещё и алкоголизм матери[15]. «Она предпочитала ту тоску, что производил на свет алкоголь, чем заботу о нас» — вспоминал в своих мемуарах Брандо[15].
Как и во многих домах того времени, в гостиной жилища семьи Брандо стояло пианино[12]. Радио пока только набирало популярность, и пластинки были бледным эхом настоящего звучания музыки[12]. В детстве Доди обучалась игре на пианино, и тогда, в конце 1920-х, играла на нём фолк-хиты в окружении своей семьи[12]. В числе таковых были «визитные карточки» Ирвинга Берлина I'm Looking Over a Four Leaf Clover[en] и Am I Blue?[en][12]. Эта музыка никогда не оставляла Брандо и в 1989 году, когда актёр заканчивал автобиографию, названия этих песен он рассматривал в качестве заглавия для книги, но в итоге остановился на обобщённом «Песни, что пела мне мать»[12].

Переезды, психологические травмы[править | править вики-текст]

Когда Баду исполнилось шесть лет, корпорация Calcium Carbonate предложила его отцу работу менеджера по продажам[12]. Марлон-старший согласился, учитывая начавшуюся Великую депрессию, и вся семья переехала в муниципалитет Эванстон, что в пригороде Чикаго, штат Иллинойс[16]. Доди была категорически против этой затеи по причине того, что в Эванстоне на тот момент не было ни одного театра, но в итоге вынуждена была поддаться мужу[16].
Дети были определены в фешенебельную школу имени Линкольна[16]. Фрэнсис и Джослин нашли там новых друзей, но Бад был слишком погружён в собственные мысли и фантазии[16]. Наиболее навязчивая из таковых была связана с домработницей семьи Брандо, молодой девушкой с датскими и индонезийскими корнями Эрми[17]. Мальчик привязался к ней, они часто играли в карты и спали вместе; Эрми часто появлялась перед ним голой, даже не думая, что он настолько всепоглощающе влюбится в неё[17]. В один день Эрми заявила, что отправляется в путешествие и скоро вернётся[17]. Прошло несколько недель, прежде чем Марлон понял, что больше её не увидит[17]. В ночь, когда к нему пришла эта настойчивая мысль, он ощутил предвкушение смерти[17]. «Я чувствовал себя брошенным», — вспоминал он спустя пятьдесят лет, — «Моя мать променяла меня на бутылку, а теперь ушла и Эрми. Я стал разобщённым с этим миром»[18]
Отыскав первую «родственную душу», Уолли Кокса, 11-летний Бад увлёкся миром кино[19]«Мятеж на „Баунти“» показал мальчику мелодраматическую историю о противостоянии тиранов и справедливых бунтарей, а Виктор Маклаглен в «Потерянном патруле» создал образ жёсткого, храброго сержанта, ставшего для Марлона идеализированным портретом его отца, которого он боялся[20]. «Манхэттенская мелодрама» же предоставила ему изображение Нью-Йорка как рассадника гангстеров, и места, куда юноши могут направиться, чтобы найти себя[20].

Комментариев нет:

Отправить комментарий