Аи́д (др.-греч. Ἀΐδης или ᾍδης, или Га́дес; у римлян Плуто́н, др.-греч. Πλούτων, лат. Pluto — «богатый»; также Дитлат. Dis или Орк лат. Orcus ) — в древнегреческой мифологии бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых. Старший сын Кроноса и Реи[4], брат Зевса, Посейдона, Геры, Деметры и Гестии. Супруг Персефоны, вместе с ним почитаемой и призываемой.
Содержание
[убрать]Мифология[править | править вики-текст]
Согласно Гесиоду, когда Аид родился, отец проглотил его, как и всех своих детей[5] (по версии Гигина, он был сброшен отцом в Тартар[6]).
После раздела мира между тремя братьями (Зевс, Посейдон и Аид), после одержанной победы над титанами Аиду досталось в удел подземное царство и власть над тенями умерших. Аид считался божеством подземных богатств и плодородия, дарующих урожай из недр земли.
По Гомеру, Аид сам стережёт своё царство. Гомер называет Аида «щедрым» и «гостеприимным», так как смертная участь не минует ни одного человека[2]. В олимпийской мифологии Аид является одним из двенадцати олимпийцев, а также входит в число трёх основных богов, поделивших между собой мир после войны с титанами.
Миф Аида, как бога нежеланного, страшного, небогат подробностями. Гомер, называющий его также Зевсом Подземным, знает Аида исключительно в качестве бога смерти[7] и представляет его лично стерегущим врата своего царства (πυλάρτης).
Как бог смерти, Аид был страшным богом, само имя которого боялись произносить, заменяя его различными эвфемистическими эпитетами — между прочим, и названием Плутон, вошедшим в употребление начиная с V века и окончательно вытеснившим первоначальное имя, ещё исключительно употреблявшееся Гомером. Таким образом, Аид «вобрал» в себя бога Плутоса, первоначально самостоятельное божество богатства и плодородия. В связи с этой интеграцией и вместе с переменой имени произошла и перемена самого представления об Аиде, значительно смягчившая его безотрадное и неумолимое существо. Вероятно под влияниемэлевсинских мистерий, ему стали приписываться качества бога богатства (хранителя подземных сокровищ) и плодородия в связи с мистико-аллегорическим сравнением судьбы хлебного зерна (как бы погребаемого в момент посева, чтобы воскреснуть для новой жизни в колосе) с загробною судьбою человека[8]. Супруга Аида, Персефона, также считалась покровительницей плодородия и богиней царства мёртвых.
В различных сказаниях упоминается волшебная шапка (шлем) Аида (Ἄϊδος κυνέην — собств. род башлыка из шкуры животного), имевшая свойство делать надевшего её невидимым (аналогично «шапке-невидимке» из русских и немецких сказок). Она была подарена Аиду циклопами за то, что он (по приказу Зевса) освободил их. Этой шапкой пользовались также Зевс — во время битвы с титанами; Персей, убивая Медузу Горгону; Афина, помогая Диомеду против Арея, чтобы не быть узнанною последним[9]; в гигантомахии эта шапка покрывает голову Гермеса.
Аид и Персефона[править | править вики-текст]
Мрачный Аид — олимпийский бог, хотя и находился постоянно в своих подземных владениях. Поднимался наверх он только по делам, или же когда не мог побороть в себе очередное любовное увлечение. Аид царствовал вместе с супругой Персефоной(дочерью Зевса и Деметры), которую похитил, когда она собирала на лугу цветы. Похищая Персефону, он появился на запряжённой четвёркой лошадей колеснице[12]. Миф этот у Гомера не упоминается и локализовался в различных местах древнего мира, особенно в Элевсине и на острове Сицилия, где, как считалось, и произошло похищение.
Мать Персефоны Деметра, богиня плодородия земли, в горестных поисках дочери забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. Зевс приказал возвратить Персефону матери. Однако Аид заставил её проглотить несколько зёрен граната, и дочь Деметры уже не могла окончательно покинуть подземное царство; она только часть года проводит с матерью на земле, а остальное время царствует в подземном мире. Зевс решил, что Персефона две трети года будет проводить на земле с матерью и одну треть — с Аидом[2].
Прочие[править | править вики-текст]
- Геракл
Аид сражался на стороне жителей Пилоса и их царя Нелея, но был ранен Гераклом[13] (слово Пилос созвучно «вратам»). За это в Пилосе поклонялись Аиду и был его храм[14]. По описанию «Илиады», Геракл ранил Аида в плечо, бог должен был покинуть своё царство и отправиться для врачевания раны на Олимп к врачу богов Пэону.
Существует мнениеГераклсразился с ним у врат преисподней, когда отправился похитить для Еврисфея из царства мёртвых стража Аида — адского псаЦербера.
, что это место из «Илиады» относится к другому мифологическому эпизоду: - Тесей и Пейрифой
Пейрифой, в ответ на помощь в похищении Елены, попросил Тесея помочь похитить жену Аида Персефону, чтобы жениться на ней самому. Герои спустили с царство мёртвых и потребовали от Аида отдать Персефону. Аид не показал гнева, но предложил героям присесть на трон у входа в царство. Оказавшись на троне, они тут же приросли к нему (по другой версии — их опутали змеи). Тесею удалось освободиться, когда в Аид спустился Геракл, а Пейрифой навсегда остался в царстве мёртвых, наказанный за своё нечестивое желание[15].
- Сизиф
Аид никому из своих подданных не разрешал покидать его царство, однако он был обманут хитрецом Сизифом, ускользнувшим однажды из царства мёртвых[2].
- Орфей и Эвридика
Аид упоминается в сказаниях об Орфее, спустившемся в его царство за своей умершей женой Эвридикой. Орфей очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону, и они согласились отпустить Эвридику. Однако, выводя её из царства мёртвых, Орфей по пути оглянулся на неё, чем нарушил поставленное ему богами условие, и Эвридика навсегда осталась там.
- Асклепий
Когда Асклепий достиг такого мастерства в искусстве врачевания, что начал оживлять людей, отнимая у Аида его новых подданных, уязвлённый Аид заставил Зевсаубить Асклепия молнией.
Окружение Аида[править | править вики-текст]
- Аскалаф — садовник Аида.
- Ахеронт.
- Гелло. Некое чудовище, живущее в подземном мире[16].
- Гидра. С 50 пастями сторожит порог Тартара в Аиде[17].
- Горгира. Мать Аскалафа.[18]
- Евклей (Эвклей). На орфических золотых пластинках имя некоего подземного бога[19].
- Еврином. Согласно эксегетам в Дельфах, демон в Аиде, пожирает мясо умерших, оставляя им одни кости. Ни «Одиссея», ни «Миниада», ни «Возвращения» в рассказе об Аиде не упоминают его. Изображен на картине Полигнота в Дельфах[20].
- Кампа (en:Campe). Чудовище, страж киклопов в Тартаре. Убита Зевсом.[21][22][23].
- Кербер.
- Левка.
- Минфа.
- Оркус — божество[24], порождено Эридой. Наказывает лгущих при клятве[25][26]. На пятый день месяца Эринии пестуют его[27]. Орк — также эпитет самого Аида.
- Орфна (en:Orphne). Нимфа из Аверна, родила Ахеронту сына Аскалафа[28].
- Харон.
- Эмпуса.
Топография подземного мира[править | править вики-текст]
- Амелет. Река в Аиде[29]. Есть выражение «в страну Амелета»[30].
- Амсанкт. Озеро, где находился вход в преисподнюю[31].
- Ахеронт.
- Кокит (Коцит, «река воплей»)[32]. Река в Аиде[33]. Соответствует земле и западу[34].
- Лета.
- Океан. Одна из четырёх рек Аида. Соответствует воде и северу[34].
- Пирифлегетонт («пылающий огнем»). Река в Аиде[35]. Поток в Италии[36]. Соответствует огню и востоку[34].
- Стигийские болота. См. Стикс.
- Стикс.
- Флегетон (en:Phlegethon). Река в Аиде[37]. Персонифицируется[38].
Этимология имени и эпитеты[править | править вики-текст]
Аид в значении «имя бога», видимо, является вторичным по отношению к значению «название мира мёртвых». Слово др.-греч. Ἀΐδης обычно этимологизируется из *smu-id «свидание, встреча (с предками)»[39]. Также слово Аид возводится к греческому слову «невидимый» (Ἀϊδωνεύς)[40]. Ср. также образ Шлема Аида как шапки-невидимки и отсутствие изображений Аида в древнегреческом искусстве.
- Агесилай («Водитель народа»). Эпитет Аида[41].
- Адмет («Неодолимый»). Эпитет Аида[42].
- Аидоней. Имя Аида[43].
- Евбулей. Эпитет Аида[44].
- Келеней. Эпитет Аида (?)[45].
- Климен[46]. Одно из имён Аида[47].
- Плутон. Имя Аида[48]. Статуя рядом с Эриниями[49]. Ему посвящён XVIII орфический гимн.
- Полидект (Полидегмон)[50]. Эпитет Аида[51].
- Скотий («Тёмный»). Эпитет Аида[52].
- Хрисений («Правящий золотыми вожжами»). Эпитет Аиду в гимне Пиндара[53].
- Зевс Хтоний (греч. χθόνιος — земной, подземный)[54], или же это ипостась Зевса[2]
Культ[править | править вики-текст]
Культ Аида в Греции[править | править вики-текст]
Культ Аида встречался в Греции не часто. Согласно Павсанию, Аида нигде не почитали, кроме Элиды, где раз в год открывался храм бога (подобно тому, как люди только раз спускаются в царство мёртвых), куда разрешалось входить только священнослужителям[2].
Во всех других случаях культ Аида соединён с культом других хтонических божеств, причём Аид является более в качестве подателя благ земных, чем в смысле страшного бога смерти. Места почитания Аида локализировались обыкновенно близ глубоких пещер, расселин в земле и т. п., в которых суеверие видело «входы в подземное царство». В жертву Аиду приносился обыкновенно чёрный скот, чёрных быков.
Культ Плутона в Риме[править | править вики-текст]
Национальный римский бог смерти и подземного царства был Орк, в общем подобный Плутону. Греческое название Plutoраспространилось у римлян сравнительно поздно; по крайней мере, Деций Мус, обрекая себя в жертву подземным богам, не произносит, у Ливия, имени Плутона.
В литературе и искусстве[править | править вики-текст]
В литературе[править | править вики-текст]
Аид — действующее лицо комедии Аристофана «Лягушки».
Поздняя античная литература (Лукиан) создала пародийно-гротескное представление об Аиде.
Аид также упоминается в серии фантастических романов Рика Риордана «Перси Джексон и Олимпийцы».
Образ Аида в искусстве[править | править вики-текст]
Изображения Аида сравнительно редки; большая их часть относится к позднейшему времени. Он изображается сходно с Зевсом — могучим, зрелым мужем, восседающим на троне, с двузубцем или жезлом в руке, иногда с рогом изобилия, иногда рядом с ним Персефона. У ног Аида обычно лежит Цербер (на одной статуе Цербер сидит).
В кинематографе[править | править вики-текст]
Аид появился как один из главных героев в фильмах «Битва титанов» и «Гнев титанов», его роль исполнил британский актёр Рэйф Файнс. В ожидаемом продолжении серии — фильме «Время титанов» — роль Аида исполнит тот же Рэйф.
Аид появляется в роли одного из злодеев, разыскивающего молнии Зевса и подозревающего полубога Перси Джексона, сына Посейдона, в их похищении, в фильме «Перси Джексон и Похититель молний». Роль Аида исполнил британский актёр Стив Куган.
Аид появляется в телесериале «Зов крови» как отец Бо, главной героини сериала.
Аид является одним из главных действующих лиц (в данном случае — главный злодей) в полнометражном мультфильме «Геркулес», а также в мультсериале «Геркулес».
Аид является одним из главных героев в аниме-сериале созданному по одноименной отоме-игре «Забавы Богов» или «Kamigami no Asobi»
См. также[править | править вики-текст]
Портал «Древняя Греция» | |
Аид в Викисловаре? | |
Аид на Викискладе? |
Примечания[править | править вики-текст]
- ↑ Зубов А. Б. Аид // Православная энциклопедия. Том I. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — С. 340. — 752 с. — 40 000 экз. —ISBN 5-89572-006-4
- ↑ 12 3 4 5 6 АИД, ГАДЕС / Мифы народов мира
- ↑ Суда (византийский словарь) (Суда)
- ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 5
- ↑ Гесиод. Теогония 455
- ↑ Гигин. Мифы 139
- ↑ Гомер. Одиссея XX 492
- ↑ Плутон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ Ил. V, 844 сл.
- ↑ Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия I 133
- ↑ Гераклит, фр. 50 Маркович
- ↑ Гигин. Мифы 146
- ↑ Гомер. Илиада V 395—404; Арнобий. Против язычников IV 25 (ссылка на Паниасида); Сенека. Геркулес в безумье 560—565; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 7, 3
- ↑ Павсаний. Описание Эллады VI 25, 3
- ↑ Шаблон:Citew web
- ↑ Эринна. Прялка, ст. 40
- ↑ Вергилий. Энеида VI 576
- ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 5, 3
- ↑ Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989. С.43-44
- ↑ Павсаний. Описание Эллады X 28, 7
- ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 2, 1
- ↑ Торшилов Д. О. Античная мифография. СПб, 1999. С. 114
- ↑ Нонн. Деяния Диониса XVIII 236
- ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т. 2. С. 262
- ↑ Гесиод. Теогония 231—232
- ↑ Гесиод. Труды и дни 219
- ↑ Гесиод. Труды и дни 803
- ↑ Овидий. Метаморфозы V 539
- ↑ Платон. Государство X 621а
- ↑ Плутарх. Греческие вопросы 39
- ↑ Клавдиан. Похищение Прозерпины II 349
- ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т. 1. С. 664
- ↑ Гомер. Одиссея X 514; Эсхил. Агамемнон 1160; Гермесианакт. Каталог влюбленных, ст. 9; Вергилий. Энеида VI 132.
- ↑ 12 3 Орфика, фр. 123 Керн
- ↑ Гомер. Одиссея X 517
- ↑ Страбон. География I 2, 18 (стр. 26)
- ↑ Вергилий. Энеида VI 265
- ↑ Клавдиан. Похищение Прозерпины II 315
- ↑ Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тбилиси, 1984. Т. II. С. 824. Ср. с др.-инд. формулой в погребальном гимне pitrbhih sam-vidana «чтобы увидеться с отцами» (оттуда же).
- ↑ См. Илиада / пер. с греч. Гнедича. — М.: Правда, 1984. Прим. С. Ошерова. — С. 400
- ↑ Афиней. Пир мудрецов III 55, 99b, ссылка на Эсхила; Каллимах. Гимны V 130
- ↑ Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С. 418.
- ↑ Эсхил. Персы 650; Софокл. Эдип в Колоне 1560
- ↑ Орфические гимны XVIII 12
- ↑ Валерий Флакк. Аргонавтика III 406
- ↑ Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т. 1. С. 354.
- ↑ Лас Гермионский, фр.1 Пейдж; Павсаний. Описание Эллады II 35, 9; Овидий. Фасты VI 757
- ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т. 2. С. 317; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 5 далее
- ↑ Павсаний. Описание Эллады I 28, 6
- ↑ Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т. 3. С. 121.
- ↑ Гимны Гомера V 9; 404
- ↑ Плутарх. Об Е в Дельфах 21
- ↑ Павсаний. Описание Эллады IX 23, 4
- ↑ Хтоний // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Литература[править | править вики-текст]
- Плутон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т. 1. С. 51-52, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т. 2. С. 83; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 6, 2 и далее
Комментариев нет:
Отправить комментарий